РЕНОВАЦИЯ ВЪЕЗЖАЕТ В ГАРАЖИ

Дома по столичной программе реновации будут активно строиться на месте плоскостных гаражей. Московские власти снесут около 1 тыс. боксов как минимум на восьми площадках, большинство владельцев получат по 150 тыс. руб. компенсации, следует из материалов Градостроительной земельной комиссии (ГЗК) Москвы. Эксперты поясняют, что гаражные кооперативы арендуют землю у города, договоры аренды могут быть расторгнуты, но в судах владельцы могут спорить о размерах справедливой компенсации. 

За последние полгода столичные власти приняли решения возводить “стартовые” дома по программе реновации как минимум на восьми площадках, которые занимают гаражные кооперативы и автостоянки. Это следует из датированных с декабря 2017 по май 2018 года протоколов ГЗК, возглавляемой мэром Сергеем Собяниным. Так, в декабре 2017 года принято решение “освободить земельные участки” в Измайловском проезде, 5 от 367 гаражей; на Зеленодольской улице, 30-32 от 163 боксов и на 8-й улице Соколиной горы, 18-22 от 122 гаражей. В апреле 2018 года ГЗК вынесла аналогичные решения о 67 боксах на Клинской улице и 43 гаражах на Зеленом проспекте. Всего с декабря 2017 года в мэрии решили снести более 900 гаражей для реализации программы реновации. 

По данным крупнейшего в городе профильного объединения владельцев гаражей “Московский городской союз автомобилистов”, в столице насчитывается 132 тыс. машиномест в плоскостных боксах. Программа реновации утверждена столичными властями в августе 2017 года. В списке под снос значится 5171 дом (общая площадь жилья – около 16 млн кв. м) – примерно 350 тыс. квартир, в которых проживают до 1 млн человек. Взамен переселенцы получат равнозначное жилье в своем районе (за исключением Зеленограда и Новой Москвы, где речь идет о расселении в пределах округа), а также могут выбрать равноценную квартиру или денежную компенсацию. 

В департаменте градостроительной политики Москвы обещали, что в 2018 году будет заселено 32 дома общей площадью 400 тыс. кв. м. В 2017 году еще до старта программы чиновники говорили о нехватке свободных площадок под новые дома. Примечательно, что помимо сносимых гаражей на эти цели могут пустить и участки, где их только хотели построить. Так, в протоколах ГЗК от декабря 2017 – января 2018 года говорится о расторжении 20 инвестконтрактов на возведение боксов, которые мэрия ранее заключала со своим же ГУП “Дирекция гаражного строительства” (структура занималась, в частности, проектом “Народный гараж”). Чиновникам поручено проработать дальнейшее применение высвобожденных 20 площадок. 

В июне 2018 года Сергей Собянин заявлял о начале проектирования и строительства по программе реновации на 250 площадках. В протоколах ГЗК говорится о компенсациях за сносимые боксы: в большинстве случаев владельцы получат по 150 тыс. руб. независимо от местоположения гаража. Лишь в случае со сносом 36 боксов на улице Шумилова, 4 в Кузьминках главе ГУП “Управление гражданского строительства” Дамиру 20 Газизову дается поручение заключить “гражданско-правовые сделки” с собственниками семи гаражей “с проведением независимой оценки”. Причины такой избирательности в материалах ГЗК не поясняются. Отметим, что в объявлениях о продаже машиномест в плоскостных гаражах фигурирует средняя цена в 300-500 тыс. руб. 

Адвокат Павел Астахов говорит, что гаражные кооперативы арендуют землю у Москвы, а “при наличии общественной необходимости, скажем, для государственных нужд, любой участок земли может быть изъят за определенную компенсацию”. Представитель национальной юридической службы “Амулекс” Виктория Соколова уточняет, что в случае “ненадлежащего оформления земли снос боксов признается судами законным и без компенсаций”. Партнер юридической фирмы Borenius Майя Петрова подтверждает, что самовольные гаражи сносятся без выплат, в случае изъятия земель для госнужд размер компенсаций определяется оценщиком, но в Москве – “третья ситуация”. Госпожа Петрова напоминает, что в 2011 году правительство Москвы приняло постановление 63-ПП о компенсациях владельцам гаражей, а в августе 2017 года департамент экономполитики мэрии выпустил распоряжение 164-ПР о методике подобных выплат. В последнем документе говорится о компенсациях в 150 тыс. руб. владельцам сносимых металлических гаражей и 300 тыс. руб. собственникам железобетонных и кирпичных боксов. “Видимо, город решил выпустить такие документы, чтобы процедура сноса проходила спокойно”, – рассуждает госпожа Петрова. 

Столичные власти могут установить единый размер компенсации, но его можно оспорить в суде, рассуждает господин Астахов, ранее участвовавший в судебном процессе о сносе 5 тыс. гаражей в Восточном административном округе Москвы. “Владелец гаража имеет право бороться за разумную компенсацию и равнозначные условия, так как при изъятии гаража его положение ухудшается. Мэрия должна предложить ему место в ярусной парковке, приоритетное или льготное право на автостоянке”, – считает адвокат. Однако Виктория Соколова из “Амулекса” поясняет, что сумма компенсации “существенно ниже рыночной стоимости” в связи с утратой прав на земельный участок, а независимые оценщики, к которым обращаются граждане, “не учитывают тот факт, что земля принадлежит городу”. Госпожа Соколова говорит, что в этой ситуации суды встанут на сторону городских властей, поскольку постановление 63-ПП о порядке компенсаций признано незаконным не было.

Александр Воронов

https://www.kommersant.ru/doc/3663251

to top
sitemap
8 800 770 74 47
Free in Russia
EN
RU CN
My city:
Moscow
Moscow
Saint Petersburg
Perm
Yekaterinburg
8 800 770 74 47
Free in Russia
8 495 933 99 31
Moscow
8 812 380 84 57
Saint Petersburg
8 343 305 00 77
Yekaterinburg
8 342 215 57 75
Perm
Contacts
Горячая линия

На этом сайте используются файлы cookie