Порядка триллиона рублей планируется привлечь в строительную отрасль в течение двух лет, об этом сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Предполагается, что около 300 млрд рублей с помощью ДОМ.РФ в качестве оператора будет привлечено в комплексные проекты жилищного строительства, в которые войдет инженерная, социальная и транспортная инфраструктуры.
Вице-премьер РФ ранее отмечал, что в связи с коронавирусом и риском недополучения налогов бюджет на 2021–2023 гг. будет сокращен на 10%. Выпуск облигаций позволит компенсировать сокращение бюджета и финансирования национальных программ, а также сохранить объемы строительства. Девелоперы положительно отзываются о данной возможности привлечения денежных средств в стройотрасль.
«Инструмент, безусловно, полезный. По двум причинам. Первая заключается в том, что привлекаются и вовлекаются в рыночный оборот средства с открытого рынка путем размещения надежных облигаций, обеспеченных государственными гарантиями. Вторая – то, что за счет частных инвестиций с рынка увеличивается объем средств, направляемых в отрасль жилищного строительства, которая выступает одним из важнейших драйверов роста ВВП. Отрасль получает дополнительные длительные дешевые деньги», – прокомментировал генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав Киселёв.
При этом он обратил внимание на сложности в применении данного инструмента (инфраструктурных облигаций) для решения вопросов развития транспортных и социальных задач на региональных рынках жилищного строительства в связи с низкомаржинальностью проектов на них.
«Подавляющее большинство региональных проектов объективно низкомаржинальные и не позволяют застройщику финансировать расходы на социальную и транспортную инфраструктуру. Эти вопросы решались, как правило, за счет бюджетного финансирования. Соответственно, взять на себя дополнительные расходы, даже при наличии такого инструмента, застройщик все равно не сможет», – добавил Киселёв.
Также экспертное сообщество строительной отрасли подчеркивает, что инструмент кардинально меняет сложившуюся практику несения затрат на инженерную инфраструктуру. Новый механизм предполагает целевой займ на строительство этих объектов, а в настоящее время застройщик вносит плату за технологическое присоединение.
«Застройщик должен иметь компетенции по строительству инженерии и соответствовать критериям ресурсоснабжающей организации. Кроме того, остаются открытыми вопросы по запуску новых проектов, в отношении которых еще не открыто проектное финансирование, а создание мощностей и магистральных сетей требуется опережающими темпами. Инструмент пилотный, предстоит его опытная эксплуатация, в процессе которой он наверняка будет доработан, и мы надеемся, что он решит вопросы создания условий для запуска новых масштабных проектов комплексного освоения территорий», – отметил гендиректор ГК «КОРТРОС».
Финансовые эксперты считают, что ставки по инфраструктурным облигациям могут составлять 5-7%. В связи с небольшой ликвидностью возможность привлечения частных инвесторов невысока, однако рост спроса возможен при условии определенного уровня известности эмитента.