Пресс-ланч “Квадратные метры, круглые проценты, векторное развитие… Поговорим о геометрии девелопмента?” 6 сентября собрал участников девелоперского рынка, аналитиков и представителей СМИ на площадке Headliner (жилой комплекс небоскребов бизнес-класса ГК “КОРТРОС”). Участие в мероприятии приняли президент ГК “КОРТРОС” Вениамин Голубицкий, главный финансовый директор ГК “КОРТРОС” Владислав Яблонских, главный коммерческий директор ГК “ КОРТРОС” Филипп Третьяков, управляющий партнер компании “Метриум”, участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая.
Вопросы общего состояния строительной отрасли в непростое время изменений законодательной базы, а также новые аксиомы девелопмента и итоги бизнес-сезона обсудили в рамках пресс-ланча. Президент ГК “КОРТРОС”, открывая встречу, отметил, что все процессы, происходящие в отрасли, так или иначе влияют на любую компанию. “Но тем не менее мы чувствуем себя островком стабильности в таком непростом отраслевом море”, – подчеркнул он. Вениамин Голубицкий особое внимание уделил теме работы в регионах: “Для крупной компании это становится сложной задачей, потому что маржинальность там резко контрастирует с московскими проектами. Эту проблему нужно как-то решать. Возможно, стоит смягчить позицию законодательства, предложить какие-то бонусы. Нужен тонкий инструмент регулирования, региональный аспект нельзя отбрасывать. Мы забываем, что Россия – это не только Москва. Люди живут по всей России, жилье нужно везде, независимо от платежеспособного спроса населения” .
Эскроу-счета – еще одно из последних нововведений отрасли, отношение к которому неоднозначно. С одной стороны, эскроу-счета должны стать инвестиционным инструментом, с другой стороны сейчас заложена модель, при которой деньги попали в банк и до конца стройки там лежат и не работают ни для застройщика, ни для покупателя.
“Два игрока – потребитель и застройщик, один внес деньги в банк, другой взял кредит в банке. В выигрыше оказывается только банк. Эскроу-счета убьют инвестиционный спрос. Банки становятся главным субъектом отрасли и выигрывают в этой ситуации”, – заметил Голубицкий.
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании “Метриум”, участник партнерской сети CBR E, рассказала о тенденции монополизации рынка и отметила, что он становится надежнее для вложений в строящееся жилье. “В столичном девелопменте идет постепенная консолидация крупнейших “игроков”, – заявила Мария Литинецкая, управляющий партнер компании “Метриум”, участник партнерской сети CBRE. – В данный момент в столице возводится 15,96 млн кв. м жилья, из которых 9,7 млн (61%) строят 10 крупнейших девелоперов, хотя всего в Москве работают немногим более 120 застройщиков. Полагаю, что большая часть разрешений на строительство 18 миллионов квадратных метров, полученных в последние полгода, также будет реализовано в основном крупнейшими “игроками” отрасли. Таким образом, мы наблюдаем процесс монополизации рынка, который имеет не только минусы, но и плюсы. Надежность вложений в строящееся жилье вырастет. Крупным игрокам будет проще адаптироваться к проектному финансированию и эскроу-счетам, а значит объемы строительства в Москве не снизятся при переходе на новую систему жилищного строительства”.
Главный финансовый директор ГК “КОРТРОС” Владислав Яблонских назвал качество реализуемого продукта, его концепцию и идею ключевой в успехе риэлтора. “Платежеспособный спрос населения никуда не делся. Одновременно с дешевеющей ипотекой сделки совершаются, но люди хотят за свои деньги получить больше качественных характеристик”. Яблонских также рассказал о выручке компании за первое полугодие 2018 года: “По отношению к аналогичному периоду прошлого года наша выручка выросла на 13% и составила 7,2 млрд рублей. Причем это видно по всем регионам нашего присутствия. Платежеспособный спрос нам удается собирать за счет того, что мы четко понимаем, кому мы продаем каждый наш конкретный проект. К концу года мы ожидаем, что выручка будет за 22 млрд, ближе к 25”.
Главный коммерческий директор ГК “КОРТРОС” Филипп Третьяков в свою очередь рассказал о привлечении платежеспособного спроса: “Мы исходим, в первую очередью, от продукта, который будет продаваться, а также из разных типов потребителей. Выигрывает тот девелопер, который продумывает детально свой продукт с точки зрения запроса своего покупателя. Семьям не подойдут маленькие “однушки”, а студентам или тем, кто все время на работе, не нужны большие площади”.
http://www.realto.ru/journal/articles/kortros-ostrovok-stabilnosti-v-neprostom-otraslevom-more/