ГЕНДИРЕКТОР ДЕВЕЛОПЕРСКОГО БИЗНЕСА "РЕНОВЫ" - О КРИЗИСЕ, ЦЕНАХ НА НОВОСТРОЙКИ И ПРОЕКТАХ

– Что сейчас происходит на строительном рынке, растут ли продажи в новостройках?

– Громкие потрясения прошли, ситуация стабилизировалась. В целом по рынку количество сделок по продаже жилья растет, если сравнивать с прошлым годом. Но при этом конкуренция стала жестче. Сейчас борьба за покупателя идет не на жизнь, а на смерть. И за все обещания будущим жильцам застройщикам приходится серьезно отвечать. Это приводит к тому, что рынок укрупняется и становится более профессиональным. В нынешних условиях уже не могут работать компании, которые раньше рассматривали выход на рынок жилищного строительства как дополнительный заработок. Сейчас участники рынка – это крупные, перспективные, понятные игроки. Средняя цена на рынке жилья стабилизировалась и имеет тенденцию к росту.

При этом важно отметить: если застройщик начинает демпинговать и снижать цены, это свидетельствует о наличии у него каких-то проблем: либо финансовых, либо в вопросе качества жилья. Сейчас на рынке нет компаний, которые могут позволить себе снижение цен.

– Почему, если рубль укрепляется, а инфляция снижается?

– Существующие сегодня нормативные и рыночные требования к качеству работ серьезно поднимают ценовую планку. За последние полтора года цены на генподрядные работы, на строительные материалы, на инженерное оборудование выросли на 10-12%. Из-за высоких требований компании не могут привлекать случайных строителей без соответствующей квалификации и опыта работы. Это сказывается на динамике цен.

– А вы сами цену повышаете?

– Да. Например, в прошлом году цена в “Академическом” в Екатеринбурге увеличилась на 500 рублей за квадратный метр.

– Будет еще повышение до конца года?

– Если говорить об “Академическом”, то можно ожидать незначительное увеличение цены на готовое жилье. Мы выводим в продажу новые четыре дома повышенного качества с новыми фасадами, уникальными видами на будущий Преображенский парк, новыми стандартами отделки. Мы не гонимся за бездумным ростом цен. Наша задача в рамках существующих цен наращивать качество, обеспечивать уверенный и стабильный спрос. Сейчас очень важна стабильность.

– Не знаю, как в других городах, но в Екатеринбурге сейчас анонсировано достаточно много проектов жилья комфорт- и бизнес-класса, хотя в прошлые годы в основном вводился экономкласс. У себя в “Академическом” вы тоже начали такую застройку. С чем это связано?

– Прошла начальная фаза насыщения рынка жильем, когда людям нужны были просто свой угол и крыша над головой. Сейчас покупатели очень требовательны. Даже в условиях, когда человек испытывает серьезный дефицит жилищных условий, он все равно предъявляет к застройщику серьезные требования по качеству. Сегодня недостаточно построить просто качественное здание. Важно показать, что это хорошая инвестиция и она окупится. Покупатель теперь принимает решение о приобретении жилья не просто здесь и сейчас, а думает, что будет с квартирой в дальнейшем. И когда придет время менять эту квартиру, он хочет, чтобы не было проблем с ее продажей.

– Не планируете ли вы привлекать к своим проектам других застройщиков, не в качестве подрядчиков, а в качестве партнеров?

– Мы не исключаем такой возможности. В “Академическом” мы видим серьезный потенциал и возможность увеличения темпов строительства в 1,5 раза. Сейчас мы ежегодно вводим там 100 -110 тыс. квадратных метров жилья, но ставим себе планку в 150 тыс. квадратных метров.

Район Академический – крупнейший проект “Кортроса” Игорь Гром

– Застройщики проявляют интерес к проекту?

– Сейчас проект вызывает живой интерес не только у покупателей, но и у инвесторов, причем у серьезных системных инвесторов. “Академический” – это проект с понятной маржинальностью и перспективой. У него есть мощнейший потенциал развития. У этого проекта еще много нераскрытых возможностей. Он устойчив – все видят, что он пережил несколько системных кризисов в отрасли и продолжает свое активное развитие.

– За счет чего?

– За счет того, что у него есть социальная основа. Рынок жилья на сегодняшний день четко показывает, что ключевым фактором успеха является социальная инфраструктура. Важно, насколько ты можешь создать комфортную городскую среду, отвечать запросам жителей. Сейчас в “Академическом” 20% продаж – это продажи жителям района. То есть люди расширяют площадь, покупают жилье детям, не уезжая из района. Мы работаем и над средой, и над инновационными решениями, и люди видят эту работу.

У нас есть и другие интересные проекты, например в Центральном административном округе Москвы “Центр-Сити”, рядом с “Москва-Сити”. Это первый в России квартал жилых небоскребов. 53 этажа. Не каждая компания в нынешних условиях способна запускать и успешно реализовывать такие проекты, не просто запоминающиеся по своей архитектуре, но и сложные в плане инженерии, конкурентного окружения. В локации “Центр-Сити” очень высокая конкуренция – там реализуется порядка 10 проектов. Всего в Москве мы построим порядка 300 тыс. квадратных метров жилья. Сегодня мы реализуем вполне успешно проекты в Перми. Сегодня мы смотрим на другие регионы для запуска новых проектов.

– Какие города интересны?

– Сейчас серьезно рассчитываем на проект в Ростове-на-Дону.

– Вы говорили, что компании интересно будет поучаствовать в программе реновации в Москве. Есть какие-то изменения в этом вопросе?

– Да. Сейчас московские власти сказали четко, что программа реновации на том этапе, который есть, будет реализовываться без участия инвесторов.

– Как вы считаете, есть ли перспективы аналогичной программы в регионах, учитывая, что у них нет таких денег, как в Москве. Может ли такая реновация быть интересна частным компаниям?

– Да, в этом есть перспектива. Все профессиональные участники рынка проявляли и проявляют интерес к этой программе. Я думаю, что если программа будет транслироваться на федеральном уровне и будет призыв – поручение властей к участию в ней, то много игроков проявят к ней интерес.

– Недавно на “Иннопроме” стенд “Кортроса” посетил Владимир Путин. В каких вопросах компании сейчас нужна поддержка президента?

– Во многих. “Академический” – крупнейший жилищный проект в современной России, в Европе, поэтому без поддержки, без диалога с властями всех уровней его не реализовать.

– Может, есть конкретные проблемы?

– Точечно – это всегда стандартные вещи, связанные с развитием транспортной и социальной инфраструктуры. Сейчас мы серьезно движемся к реализации проекта по строительству медицинского кластера в “Академическом”. Это проект, который не может быть запущен без поддержки всех уровней власти.

– А на каком этапе сейчас его реализация?

– С точки зрения градостроительной документации земельный участок проектом планировки предусмотрен. Решается вопрос по перемещению сюда НИИ ОММ и Уральского государственного медицинского университета. Помимо этого, мы ведем работу по разработке дальнейшей концепции развития кластера в формате технопарка, развития производств, медицинских практик.

– Насколько я понимаю, сейчас необходимо федеральное финансирование, чтобы перевести НИИ ОММ и медицинский университет?

– Да. Есть документы на уровне правительства РФ, профильных министерств и ведомств о поддержке проекта. Его дальнейшее финансирование будет зависеть от конкретных проектных решений, над которыми мы сейчас работаем. Не исключается и участие прочих инвесторов в создании кластера, в том числе в сфере производства медицинского оборудования, технологий.

– С кем-то переговоры уже ведутся?

– Да, ведутся серьезные переговоры с китайскими компаниями, с рядом европейских компаний. Надеюсь, что они выльются в конкретные проекты в “Академическом”.

– Может ли так произойти, что вопрос о размещении производства будет решен раньше, чем о переносе НИИ ОММ? Есть ли в этом строгая очередность?

– Сейчас сформирована концепция медицинского кластера, есть базовые решения по наполнению кластера. Строгой очередности нет, мы активно движемся по всем направлениям одновременно.

– Можете подробнее рассказать о проекте реконструкции железнодорожного вокзала, который готовил “Кортрос”?

– Правильнее было бы, чтобы об этом проекте говорила корпорация РЖД. Мы получили от РЖД запрос на разработку предложений по реконструкции и развитию этого транспортно-пересадочного узла. И результаты нашей совместной работы с английскими проектировщиками представили в корпорацию. На мой взгляд, получился интересный и достойный проект. Концепция реконструкции была предварительно одобрена коллегами из РЖД.

– Известно, будет ли РЖД его реализовывать, и если да, то когда?

– Это внутренние планы корпорации. Учитывая значимость этого проекта, думаю, что мы в скором времени станем свидетелями его старта. У него серьезные перспективы не только в плане бизнеса, но и в плане развития городской среды и транспортной инфраструктуры. Реализация этого проекта связана также с развитием высокоскоростных магистралей. Концепцией предусмотрены платформы для поездов высокоскоростных магистралей и вся инфраструктура для их обслуживания.

– Сколько времени нужно, чтобы реализовать этот проект?

– Порядка 7-8 лет. И в формате частно-государственного партнерства с РЖД мы заинтересованы в его реализации.

Автор: Луткова Оксана

Ссылка на первоисточник

to top
sitemap
8 800 770 74 47
Free in Russia
EN
RU CN
My city:
Moscow
Moscow
Saint Petersburg
Perm
Yekaterinburg
8 800 770 74 47
Free in Russia
8 495 933 99 31
Moscow
8 812 380 84 57
Saint Petersburg
8 343 305 00 77
Yekaterinburg
8 342 215 57 75
Perm
Contacts
Горячая линия

На этом сайте используются файлы cookie