Не кончаются споры о том, нужно ли при проектировании новых зданий в Петербурге подражать историческим стилям или пора все-таки радикально обновлять город. Может быть, место современной архитектуры только на окраинах? А если все же позволить выйти за рамки классических представлений об архитектуре и при строительстве поближе к центру города, то где та грань, переступив которую, можно говорить о безвкусице? Что сегодня больше ценят покупатели – проекты, которые ориентируются на традиции городской архитектуры, или современные архитектурные идеи?
Новый “фасад” Малой Невы
Коммерческий директор элитного комплекса Royal Park Константин Гриценко считает, что архитектурное наследие Петербурга сказывается на облике новых проектов, особенно если речь идет о строительстве в исторических районах. По его мнению, девелоперы должны работать с уважением к своему городу и соблюдать все правила, чтобы их объекты органично вписывались в сложившийся архитектурный облик. “К примеру, при проектировании Royal Park мы осознавали, что наш элитный комплекс станет новым “фасадом” Малой Невы, и остановили свой выбор на стиле неоклассики от 6-й мастерской “ЛенНИИпроекта”. Архитекторы предусмотрели традиционное для Петербурга решение с трехчастной композицией фасадов, а масштабное остекление фасадов из юрского мрамора и гранита придало строгой форме зданий ноту легкости и изящества. Именно поэтому лаконичный архитектурный облик элитного комплекса смотрится сдержанно и в то же время стильно. При этом сверху Royal Park напоминает диковинный цветок, который “распустился” на Петровском острове, где в каждом корпусе-лепестке всего 18-30 апартаментов”, – говорит Константин Гриценко. Он считает, что архитектура неоклассики гармонично вписалась в общий облик локации: проект должен стать достойным соседом историческим районам – Петроградскому и Василеостровскому.
Традиции итальянского зодчества
Руководитель архитектурно-дизайнерского отдела “Группы ЛСР” Оксана Андросова утверждает, что каждый жилой комплекс “Группа ЛСР” создает с учетом сложившегося исторического облика, учитывает архитектурные традиции, стремится аккуратно и бережно встроить новые дома в картину города. По ее словам, это особенно важно при реализации элитных проектов, которые традиционно находятся в знаковых местах Петербурга – историческом центре, на Крестовском, а теперь и Петровском острове. “Великие итальянские архитекторы оказали существенное влияние на тот Петербург, в котором живем мы с вами. Можем ли мы представить свой город без творений Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги, Бартоломео Растрелли? Поэтому так важно, возводя новые дома в историческом центре, трепетно и уважительно относиться к облику города. Наш яркий пример такого аккуратного и изящного встраивания – элитный дом Verona на Крестовском острове. В этом проекте удачно соединились современные тенденции в архитектуре и лучшие традиции итальянского зодчества”, – говорит Оксана Андросова.
“А-ля рюс”
Другой значимый и эффектный проект в багаже “Группы ЛСР” – элитный “Русский дом” в Басковом переулке, в самом сердце Петербурга. Архитектор Евгений Герасимов выбрал для этого дома неорусский стиль раннего модерна, основанный на опыте древнерусского зодчества и характерный для зданий рубежа ХIХ-ХX веков. Оксана Андросова напоминает, что в Петербурге к стилю “а-ля рюс” разные архитекторы обращались уже неоднократно. Федоровский городок в Царском Селе (1913-1917 гг., архитекторы С. С. Кричинский, В. А. Покровский), доходный дом Императорского человеколюбивого общества на Литейном проспекте, 31 (1877-1890 гг., архитектор Ф. С. Харламов), доходный дом Басина на площади Островского (1878-1879 гг.) – все эти примеры несут характерные черты “русскости”: башенки, кокошники, столбики-кубышки, лепнина, имитирующая резьбу по дереву, и т. д. Проект “Русский дом” от “Группы ЛСР” также вобрал в себя черты неорусского стиля. Разновысокие объемы, связанные в гармоничную композицию, визуальное выделение цокольной и венчающей частей, живописный силуэт кровли, остроконечные крыши, контраст между каменной отделкой, художественным декором и стилизованной резьбой, пастельная сдержанность фасадов напоминают о красоте древнерусских теремов.
Сочетание несочетаемого
“В исторических контурах Северной столицы, с ее фасадами, этажностью и плотностью застройки, безусловно, необходимо руководствоваться “патриотическим” подходом. То есть базироваться на тех решениях, которые обеспечивают гармоничное сочетание новых и существующих объектов. В каждом старинном районе города есть своя микросреда, которая является системой ценностей для его жителей. Разрушение этих ценностей ведет к социальной напряженности и снижению уровня доверия к градостроительной политике”, – говорит директор департамента стратегического развития и маркетинга DataForum Андрей Гусаков. Эксперт считает, что в новых районах эти требования не так критичны, но при этом нельзя забывать об известном на весь мир имидже города: “Классицизм, эклектика, ампир и барокко – фундаментальные стили, которые стали предметом гордости Петербурга. Исчерпывающая база их архитектурных решений, казалось, должна только способствовать их повсеместному применению, но у реальности свои взгляды на этот счет. Ярусное построение фасадов, колоннады, портики, террасы находят свое место только в половине случаев, а проекты массовой застройки, увы, этого лишены.
Но все не так плохо.
Главные тренды будущих лет – индивидуальность и “сочетание несочетаемого” – начинают постепенно проявляться в объемно-пространственных решениях, и успешное будущее за ними. Вооруженные инструментами нейромаркетинга, проксемики, колористики и социальной психологии, архитекторы и застройщики в скором времени будут способны бросить вызов шаблонным и заурядным проектам. Понимая структуру изменений потребительских предпочтений, они смогут выйти за привычные рамки и предлагать покупателям новый образ их будущей среды обитания”. Новое прочтение традиций Руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций Группы RBI (входят компании RBI и “Северный город”) Тамара Попова рассказывает, что все проекты RBI, особенно если речь идет об историческом центре Петербурга, создаются с учетом существующей историко-архитектурной среды и петербургских традиций. По ее словам, новая архитектура ни в коем случае не должна диссонировать с исторической средой, но при этом она не обязательно занимается подражанием: скорее вступает в диалог, по-своему интерпретирует традиции, дает им новое прочтение. “Не случайно два наших проекта, “Таврический” и “Четыре горизонта”, включены в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев за развитие петербургских архитектурно-художественных традиций в контексте современной застройки”, – говорит Тамара Попова. “Таврический” был создан в духе северного модерна, при этом в нем много современных деталей: внутренняя отделка в стиле лофт, крытый атриум, стеклянные стены квартирных холлов, панорамный лифт. Это проект “Мастерской Мамошина”. “Четыре горизонта” созданы мастерской “Проектная культура”. Этот дом передает историческую глубину и дух места. Архитектурные и фасадные решения напоминают о прошлом Охты как промышленной окраины Петербурга – района фабрик и мануфактур. Необычный силуэт дома, с параболическими арками, уступами террас и “фабричными трубами”, по-своему воссоздает этот исторический образ. На территории сохранена и отреставрирована старинная водонапорная башня Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, она стала украшением жилого комплекса.
В духе авангарда
Один из недавних примеров современного строительства, в котором учитывается петербургское архитектурное наследие, – жилой комплекс Futurist на Петроградской стороне. Он создается в духе эстетики 1920-30-х годов: конструктивизма, ар-деко. И это не случайность, потому что новый жилой комплекс будет создан рядом с архитектурным памятником той эпохи – Левашовским хлебозаводом. Проект создала мастерская “Евгений Герасимов и партнеры”. По мнению Тамары Поповой, жилой комплекс, вписанный в контекст исторически сложившегося района, всегда пользуется спросом: “Люди, покупающие квартиру в центре Петербурга, часто предпочитают классические стили и вряд ли готовы к смелым экспериментам в области архитектурного облика своего жилья. Ведь покупка квартиры – это всегда инвестиция, человек 7 осознанно или неосознанно понимает, что и его дом когда-нибудь станет историей, и он не должен выглядеть вычурно, нарушать гармонию пространства, вызывать негативный отклик извне. Это не означает, что в решении фасадов или остекления неприменимы современные технологичные материалы, напротив, они могут подчеркивать или раскрывать архитектурные элементы”. Качественная современная архитектура существует, но, как считает Тамара Попова, в историческом центре она более выигрышно применяется в общественных и коммерческих зданиях. В отдаленных спальных районах, при отсутствии градостроительных требований, есть широкое поле для экспериментов с современной архитектурой, к тому же в силу более широкой аудитории покупателей здесь сложно не попасть в спрос: всегда найдутся ценители того или иного стиля, цветового сочетания, форм.
Под охраной ЮНЕСКО
Заместитель председателя правления компании “Охта Групп”, девелопера клубного дома Art View House, Михаил Ривлин также считает, что петербургское архитектурное наследие влияет на стиль новых жилых проектов в центре: “Единство исторического облика является, по сути, архитектурным памятником и охраняется ЮНЕСКО. Петербург – единственный крупный город, который не формировался эволюционно, а был построен по единому плану в короткие сроки. Поэтому новое строительство в центре должно вестись деликатно, для того чтобы не разрушить эту целостность”. Именно по этой причине для клубного дома Art View House компания “Охта Групп” выбрала стиль историзма, который при правильном подходе только положительно отражается на потребительских качествах проекта. “К примеру, неоклассический стиль клубного дома предусматривает наличие эркеров, которые позволили раскрыть самые лучшие диагональные виды из каждой квартиры дома, располагающегося на излучине реки Мойки. Тем не менее архитектура объекта не является решающим фактором при выборе жилья, потому как покупатель будет доволен домом в любом стиле, если он построен качественно от проекта до исполнения”, – уверен Михаил Ривлин.
Очевидно, что исторической архитектуре и архитектуре современной придется сосуществовать на одной территории, в данном случае – в Петербурге. Важно, чтобы за новыми современными проектами стояли профессионалы, которые, с одной стороны, смогут привнести уникальное и новое в облик города, а с другой – не испортить существующую картину. Обнадеживает тот факт, что за интересные современные проекты, которые можно назвать произведениями искусства, сегодня берутся застройщики с большим опытом, заслуженной репутацией, которые на каждом этапе своей работы придерживаются в первую очередь принципа “не навреди”.
Автор: Большева Любовь
http://gorod.spb.ru/articles/3456