Наблюдателям итоги выборов дали богатую пищу для размышлений. Проанализировав обновленный персональный состав некоторых региональных и муниципальных законодательных органов, можно попытаться разобраться в современных реалиях и понять, как сегодня избиратель “находит” своего кандидата. Часто определяющую роль играет партийная принадлежность кандидата. Но, безусловно, избиратель оценивает и другие факторы.
По сути, от депутатов мы все ожидаем одного: уверенности в том, что они будут разрабатывать и принимать нужные законы, отстаивать интересы своих избирателей. Поэтому в потенциальном законотворце мы хотим видеть не просто яркую личность, а надежного человека с сильным стержнем и крепкой внутренней организацией.
У большинства людей такой образ ассоциируется с человеком военной профессии. В результате постоянно растет число депутатов-военных. По данным опубликованного исследования
“Государственная Дума Российской Федерации в 1993 – 2003 гг.: персональный состав и тенденции эволюции” доля военных в ГД за этот период выросла более чем в два раза с 4 до 11 процентов. Такую же положительную динамику демонстрируют и “управленцы”, представляющие различные деловые структуры. Например, доля “депутатов-директоров” Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 5-го созыва составляла 37 процентов от общего числа избранников, а на последних выборах она выросла еще на 12 процентов. Из 120 нынешних депутатов Законодательного собрания Башкортостана более половины – управляющие и предприниматели. Такая же картина в Омской области: из 44 парламентариев 23 имеют непосредственное отношение к бизнесу.В Законодательное собрание Пермского края в 2016 году по одномандатным округам прошли 18 управленцев различного уровня, что составляет почти 30 процентов от общего состава собрания. Это показатель на два процента выше аналогичного по предыдущему созыву. Результат хотя и не такой впечатляющий, как в Адыгее, но тенденция прослеживается та же. В Перми в эту кампанию вообще происходило много интересного.
Некоторые кандидаты побеждали вопреки ожиданиям. Например, были эксперты, которые не верили в Николая Зуева, гендиректора строительной компании “КОРТРОС-Пермь”. Но это не помешало ему победить на праймериз “Единой России”, а потом и в своем округе. Зато масштабные рекламные кампании некоторых других кандидатов, казалось бы, гарантирующие победу, подчас оборачивались громкими провалами.
Другой пример успеха представителя промышленной сферы: генеральный директор АО “Арзамасский приборостроительный завод” Олег Лавричев с большим отрывом победил на выборах в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. “Считаю, что нашей команде удалось донести до населения, почему необходимо присутствие промышленников, и в частности арзамасцев, в составе областного законодательного органа”, – так он прокомментировал итоги выборов.
В целом кампания 2016 года показала зрелость и эффективность избирательной системы. Стало очевидным, что избиратели не боятся отдавать свои голоса в пользу управленцев, если считают их компании основательными и серьезными. Возможно, образ крепкого хозяйственника сегодня ассоциируется не только с руководителями, возглавляющими, например, администрацию города или области, но и с управленцами из крупных коммерческих компаний.Можно, пожалуй, сказать, что значимость и солидность фирмы в ряде случаев компенсирует отсутствие широкой известности у ее сотрудника, решившего выставить свою кандидатуру на выборах. Эта закономерность прослеживалась во всех упоминавшихся регионах. Положительный имидж компании-налогоплательщика, компании-лидера однозначно дает бонусные очки ее представителю. Вряд ли могут быть какие-то сомнения в том, что одним из факторов, сыгравших в пользу, например, Николая Зуева, стала его работа в системе крупнейшего федерального застройщика “КОРТРОС”.
Вот и получается, что, голосуя за какого-либо директора или начальника участка, граждане в том числе оказывают доверие его компании. Правда, чтобы заслужить такой авторитет, нужна безупречная репутация, выстроенная годами образцовой работы. “Газпром”, ЛУКОЙЛ, РЖД… Наверное, мало найдется людей, сомневающихся в состоятельности этих компаний и их менеджмента. Теперь остается надеяться, что управленцы крупных компаний, получившие поддержку избирателей, оправдают доверие.Образ крепкого хозяйственника сегодня ассоциируется не только с государственным руководителем, но и управленцем из крупной компании.
Автор: Никита Иванов