В ИННОВАЦИЯХ ТОЛЬКО БИЗНЕС

Потребитель еще не готов платить за новые технологии, а государство ограничено в возможностях их продвижения

Инновации в строительной отрасли – естественный эволюционный процесс. Меняются материалы, технологии, растут возможности, а вместе с ними и затраты застройщиков, ведь новшества как минимум на начальном этапе чаще всего оказываются дороже проверенных и обкатанных инструментов. Естественно, затраты повышают конечную стоимость жилья, а потребитель далеко не всегда готов переплачивать. О том, как в этой ситуации внедрять инновации в жилое домостроение, рассуждали участники конференции “Как оценить экономическую эффективность инноваций в строительстве”, прошедшей в рамках форума PROESTATE.

Инициатива сверху

Логично было бы предположить, что одним из основных инициаторов внедрения инноваций в строительной отрасли должно стать государство – у него огромные возможности, как финансовые, так и научные. Однако на практике роль государства в инновационных процессах домостроения в последние годы была не столь заметна.

Пожалуй, основным нововведением в градостроительной отрасли можно считать нормативно закрепленный запрет на возведение устаревших серий в московском регионе. Как напомнила начальник управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец, это реально действующий документ, который готовился и выпускался совместно с ведущими ДСК.

“Мы не акцентируем те или иные серии, возможные к строительству, а только устанавливаем стандарты, которые надо соблюдать при строительстве жилья на городской территории”, – подчеркнула она.

Безусловно, отказ от устаревших серий потребовал модернизации – где то крупной, где-то небольшой, некоторые компании предпочли построить полностью новые ДСК. Так или иначе, на новые серии практически перешли все девять крупнейших предприятий-производителей, работающие в регионе. Так что с 1 января 2016 года от домов старых серий откажутся практически полностью. Небольшое исключение, по словам Е.Муринец, составят некоторые проекты горзаказа, реализуемые по адресной инвестиционной госпрограмме. Новые серии там не могут быть реализованы в силу объективных причин, и на некоторых площадках придется согласовывать старые.

В то же время Е.Муринец подчеркнула, что подавляющее число новых проектов будет реализовываться в условиях запрета на устаревшие серии. Впрочем, директивами власти не ограничатся. В качестве “пряника”, экономически мотивирующего застройщиков к использованию прогрессивных серий, предлагаются финансовые преференции. Например, они предусмотрены постановлением, которое позволяет получить скидку в части землепользования, достигающую совокупно около 10%. Скидку получает заказчик по проекту или арендатор земельного участка.

“Это хорошая мотивация для соответствия 305-ППМ”, – отметила Е.Муринец.

Так что власти готовы пропагандировать и продвигать строительные инновации.

“Есть инновационные производства, но важно, чтобы девелопер был в курсе этих новшеств. Мы, в первую очередь, рекомендуем ознакомиться с возможностями, которые уже существуют”, – подчеркнула она.

Ждет ли рынок новинок?

Сами застройщики инноваций не боятся. Более того, они считают их появление нормальным процессом роста.

“Перестроить ДСК – это не дело одного дня. Сегодня они переделываются не только из-за директив власти – нас рынок подводит в сторону изменений, поскольку на первый план выходит экономическая составляющая”, – отметил первый заместитель гендиректора ГК МИЦ Даромир Обуханич. Он пояснил, что у покупателя гораздо более высоким спросом пользуются “продвинутые” проекты. Но только при условии сопоставимой цены.

Эксперт отметил, что прогресс довольно быстро двигает отрасль в сторону улучшения продукта.

“Например, раньше жилье не сдавали с отделкой, а теперь это практически норма. Сегодня отделка – это не заработок, это позиция для ускорения продаж, это инновация для привлечения покупателя. И это касается не только отделки, но и архитектуры, двора, вопросов управления”, – подчеркнул Д.Обуханич.

При этом эксперт посетовал, что пока далеко не все компании готовы использовать новые технологии. Но это совершенно естественно: передовые технологии, применяемые в высоких сегментах, переходят в массовый рынок после “обкатки”. Рано или поздно новшества приживаются, и то, что сейчас является инновацией в бизнес-классе, через 5-10 лет будет данностью даже для массового сегмента, уверен Д.Обуханич.

Дешево и сердито

Говоря о том, как новые технологии меняют затраты на строительство, эксперты пришли к мнению, что оценить это довольно сложно. В первую очередь это связано с тем, что инновации все понимают по-своему.

“Мы должны прийти к единому пониманию этого понятия”, – подчеркнул коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов. Например, относить ли к области инноваций изменения в нормативной базе, которая осталась с советских времен, или считать прогрессивными новшествами только новые технологии?

Применительно к последним, можно с уверенностью сказать, что новые технологии есть. Однако их практическое использование осложняется ростом себестоимости строительства и неготовностью потребителя за это платить.

“Есть много технологий, но беда наша в том, что моды на технологии пока нет. Пока эти технологии не дают прямой отдачи в повышении стоимости квадратного метра, но повышают ликвидность”, – отметил А.Белоусов. Он рассказал, что в одном из проектов компании инновационная составляющая оценивается примерно в 100 долларов на квадратный метр продаваемой площади и покупателя вполне устраивают такие затраты. Однако это проект не массового сегмента. “Если говорить про эконом, то мы увидим, что такие затраты существенны для покупателей”, – уверен вице-президент ГК “Кортрос” Михаил Семенов.

Однако в итоге в оценке стоимости инноваций ключевым моментом эксперт считает не то, сколько они стоят, а то, насколько новые технологии позволяют снизить издержки и ускоряют процесс строительства.

Снижают издержки инновации и после завершения строительства. Так, при использовании некоторых новых систем легче отключать потребителя-должника от тех или иных услуг, вплоть до отказа в доступе в дом. Так что инновации – это комфорт не только для жителей, но и для управляющих. Кстати, инновации в управлении с годами приобретают все большее значение и те компании, которые выстроят свою стратегию именно в этом направлении, заметно выиграют в глазах потребителя, подчеркнул управляющий партнер ГК “Спектрум” Владимир Иванов.

Своими силами

Когда об инновациях говорит потребитель, он в первую очередь имеет ввиду способы улучшения качества жизни, а представители бизнеса думают о том, как на этом можно заработать. И здесь возникает основное противоречие.

“Когда мы говорим про инновации, мы подразумеваем, что они должны обеспечивать нам большую доходность, и это совершенно логично, ведь мы хотим на них заработать. Но пока с финансовой точки зрения инновации не оплачиваются ни государством, ни гражданами. Пока это скорее дополнительный компонент, чем основной, работа на будущее”, – подчеркнул М.Семенов.

“Конечно, хотелось бы получать от властей преференции за использование новых технологий, как это происходит во всем мире, однако и они не дадут эффекта, если люди не готовы платить за инновации”, – добавил эксперт.

Говоря о возможной роли государства в вопросе повышения интереса к использованию инноваций, М.Семенов призвал помнить о том, что оно ограничено в своих возможностях.

“Властям важно расставлять правильные приоритеты – почему надо поддержать именно этого девелопера и технологию. Кроме того, расходование бюджетных средств – подотчетная статья, а при использовании инноваций сложно учесть все, особенно в строительстве”, – напомнил он. Так что реально и системно поддерживать инновации может скорее бизнес-сообщество, чем государство, резюмирует М.Семенов.

Так какими же инструментами можно развивать инновации, чтобы их продвижение не легло только на плечи бизнес-сообщества? Участники дискуссии пришли к выводу, что наиболее эффективным было бы внедрение института государственно-частного партнерства. Эксперты надеются, что ГЧП позволит добиться определенных успехов, как в части развития инноваций, так и в вопросах импортозамещения. Пока этот механизм приносит мало реальных результатов.

http://realty.interfax.ru/realtyinf.asp?id=466549&sec=1457
to top
sitemap
8 800 770 74 47
Free in Russia
EN
RU CN
My city:
Moscow
Moscow
Saint Petersburg
Perm
Yekaterinburg
8 800 770 74 47
Free in Russia
8 495 933 99 31
Moscow
8 812 380 84 57
Saint Petersburg
8 343 305 00 77
Yekaterinburg
8 342 215 57 75
Perm
Contacts
Горячая линия

На этом сайте используются файлы cookie